Председателю Евразийской

экономической комиссии

Христенко В.Б.

 

ОБРАЩЕНИЕ

предприятий малого бизнеса пивоваренной промышленности

Челябинской области

В конце февраля 2013 г. Министерство юстиции по Челябинской области зарегистрировало некоммерческое партнёрство «Союз пивоваров Южного Урала». Членами Союза являются мини-пивоварни, которые согласно Уставу Союза готовы бороться за улучшение качества выпускаемого пива на Южном Урале и прививать культуру ответственного употребления напитка.

Малое пивоварение как альтернатива государственной монополии пришло на рынок в 90-х. Формирование сегмента шло двумя путями — «ресторанный» и «самодостаточный». Сейчас в России, по самым предварительным оценкам, около 700 предприятий (на самом деле энтузиастов древнего напитка гораздо больше). Иногда эти предприятия являются основными налогоплательщиками и работодателями там, где располагаются. Малые пивоварни — это представители малого и среднего бизнеса, в большинстве своем семейные предприятия. Они работают на локальном рынке, производят разнообразное пиво, вносят колорит в пивной ассортимент. О нововведениях, грозящих обрушить устоявшуюся систему, читайте далее.

Главное: в чем отличие производства малых пивоварен от крупных производителей?

Предприятия малой мощности делают продукцию только и единственно из сельскохозяйственного сырья (зерно, хмель и т. д.), с короткими сроками хранения (от 3 до 10 суток). Их пиво не фильтруется и, тем более, не пастеризуется. Они кровно заинтересованы в лучшем качестве пива, т.к. от этого зависит их жизнедеятельность. Мы не слышали, чтобы кто-то из наших коллег (около 100 мини-пивоварен) грешил добавлением стабилизаторов, консервантов, ароматизаторов и прочей химии, без меры закладывал в рецептуру несоложёное сырьё, ферменты и ускорители. Вообще тех, кому нужен «вал», чей девиз — «деньги не пахнут», чаще можно встретить в больших производствах. Многие знакомы с их продукцией. Там доминируют западные компании, которым важна прибыль, а не традиции и качество производимых напитков.

У малых пивоварен небольшой объем выпускаемой продукции, у них высокие затраты и в результате — «неподъемная»  для «безденежной» молодежи отпускная цена. Ресторанные пивоварни способствуют повышению и культуры пивоварения, и потребления пива, и цивилизованного отдыха населения. А располагаются такие предприятия, как водится, на удаленных от «проблемных зон» территориях.  У нас ограниченны площади производственных и складских помещений, максимально упрощена технологическая схема, преимущественно используется ручной труд, а ограниченные производственные и управленческие штаты приводят к вынужденному совмещению должностей. Директор и пивовар в одном лице никого не удивляет. Добавим, что сбыт продукции ориентирован на местных потребителей. Сокращение логистической цепочки позволяет производить пиво в максимально натуральном виде  и это весьма важно с точки зрения современных концепций продуктов питания и здоровья населения.

Чем грозят изменения в законодательстве РФ для малого пивоварения?

Ответ на этот вопрос очевиден. Эти изменения могут привести к закрытию многих предприятий пивоваренной отрасли, т.е. к уничтожению целого сегмента малого и среднего предпринимательства. С июля 2012 года пиво однозначно классифицируют как вид алкогольной продукции. Закон был разработан  без учета специфики пивоваренной отрасли и теперь создает огромные трудности в деятельности всех участников пивного рынка. И если для крупных пивоваренных компаний эти проблемы все же решаемы, то для мелких производителей они могут оказаться просто непреодолимыми. Это неминуемо приведет к остановке их деятельности и последующему закрытию.

Установка счетчиков, про которые так много говорят в эти дни, видится только началом конца малого пивоварения. Уже сегодня всерьез рассматривают вопрос о введении лицензии на производство пива. Если это произойдет, то в России останутся только промышленные гиганты по производству пива. И это отнюдь не наши предприятия, все монополисты на территории страны уже не принадлежат России. Для таких небольших пивоварен это означает полное прекращение деятельности, и даже невозможность продать свой бизнес. Он будет экономически невыгоден, оборудование поэтому никому в России не станет нужно.

Что нас беспокоит в изменении Федерального закона № 171-ФЗ?

Беспокоит возможность практического правоприменения ряда вновь вводимых требований на мини-пивоварнях. Требования Федерального закона № 171-ФЗ, создают существенные трудности в их реализации и вызывают вопросы по смыслу их применения.

Например, многократное увеличение  документооборота, приводящего к дублированию информации. Например, введена отдельная декларация, подаваемая в Росалкогольрегулирование,  дублирующая декларацию, ежемесячно подаваемую пивоварами в налоговые органы. Или справка ТТН которая дублирует товарную накладную. При этом вся документация еще и подлежит хранению в течении 5 лет. Очевидно, что эти меры не приведут к существенным улучшениям государственного контроля за состоянием алкогольного рынка. А применительно к деятельности малых пивоварен, ряд вводимых законом требований не только не улучшает действующую систему контроля, он существенно увеличивает бюрократическую нагрузку и затраты предприятия на их соблюдение.

Отдельно следует сказать об организации производственных и складских помещений. Установленные специальные требования не учитывают, что малые пивоваренные предприятия имеют существенные отличия в части производства, хранения и отпуска готовой продукции от прочих предприятий алкогольной промышленности. Все действующие предприятия малого пивоварения проходили необходимые экспертизы в установленных инстанциях на этапах проектирования и ввода в эксплуатацию, они имеют на данный момент всю разрешительную документацию. Мы же опасаемся того, что разрабатываемые специальные требования Росалкогольрегулирования по организации производственных и складских помещений будут едиными для всей отрасли (а возможно, и для всех производителей алкогольной продукции) и не учтут ряда специфических особенностей (в частности, в организации технологических циклов и обращения с готовой продукцией)  малых предприятий пивоварения. Принятие таких требований без учета вышеприведенных факторов может привести к тому, что малые пивоварни будут фактически не в состоянии выполнить их в условиях своей специфики, при ограниченных площадях и материальных ресурсах. Кроме того, от нас, по сути дела, требуют проведения повторной сертификации основного технологического оборудования. Это в большинстве случаев, невыполнимо из-за серьезных финансовых затрат и может привести к полной остановке производства, закрытию предприятия, что уже произошло с предприятиями производителями медовух и сидров. Ну и конечно, закон требует от нас установку счётчиков…

Президент РФ Владимир Путин перенёс срок установки счетчиков на полгода и до 01 июля 2013 года все предприятия, выпускающие пиво, будут обязаны оснастить производства автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции – установить счетчики. Такое требование общепринято для всей алкогольной промышленности. Почему же нас не устраивает их установка?

Никто не учёл, что малые пивоварни выпускают нефильтрованное пиво, где хранение и розлив готовой продукции происходит вместе с дрожжевой фракцией, наличием углекислого газа и вспенивания продукта на всех этапах работы с ним. После выпуска каждой партии пива нам необходим полный или частичный демонтаж оборудования для его санитарной обработки, так как же и куда можно установить  счётчик, чтобы он действительно давал верные сведения? На мини-пивоварнях это является технически и технологически невыполнимой задачей. Точнее, установить можно, но достоверно показывать он ничего не будет. Самое грустное, что это понимают все: курирующие структуры, включая тот же Росалкогольрегулирование, независимые технологи, продавцы счётчиков, да и любой здравомыслящий человек.

Учитывая плановые потери при производстве пива на малых пивоварнях, превышающие стандартные погрешности существующих приборов, программа установки счетчиков является некорректной, а потому и нецелесообразной. В данной ситуации существующий документальный учет является единственным реальным способом контроля фактического объема готовой продукции.

Часто у минипивзаводов и заводов малой мощности отсутствует линия розлива, розлив пива осуществляется напрямую из лагерного танка в тару покупателя (кег). При этом за сутки возможно заполнение по несколько кегов различных сортов пива, находящихся в разных танках. Т.е. практически одновременно может производиться розлив в кеги пива до четырех разных сортов. При этом суточный объем разливаемого пива в летние месяцы в среднем составляет 600-700 л, а в зимний период только 30-100 л. или не работают вовсе.  На 80% минипивзаводов отсутствует жесткая обвязка оборудования, все технологические емкости автономны, они могут соединяться только гибкими шлангами нового поколения, которые подвергаются такой же санитарной обработке, что и технологические емкости. Именно автономность технологических емкостей и правильный алгоритм санитарной обработки обеспечивают высокое качество продукции. При розливе пива в кеги также применяют гибкие шланги.  Имеющееся оборудование не может быть приспособлено к установке счетчиков, потому что розлив пива и последующая мойка и дезинфекция после освобождения лагерного танка осуществляется через один и тот же кран, а это непременно требует отключения счетчиков от линии розлива. Каким образом считать металлические бочки (кег) с готовой продукцией, производители счетчиков тоже не знают.  Для предприятия, способного приготовить и продать максимально всего 4000 л в месяц, где стоимость прибора едва ли не равна стоимости всей пивоварни, окупать его придется годами.

Счетчики — такая дорогая вещь?

Понятие «дорого» для всех различно. 500 000 – 700 000 руб. — средняя стоимость одного счетчика, а ведь кому-то их понадобится несколько.

Давайте посчитаем:

Пример №1: Ресторанная пивоварня выпускает 5 сортов пива, раскачиваемых прямым розливом в барные краны из «форфасов» (емкостей для хранения готового пива) по жестким магистралям одновременно:   5+1 (резерв) счетчиков х 500 000руб = 3000000 руб.

Пример №2:  Всего малых предприятий в отрасли более 500 единиц. Пусть в среднем потребуется установить по 2 + 1(резерв) =3 счетчика, таким образом:  3 счетчика х 500 предприятий х 500 000 руб.=750 000 000 руб.

Пример №3:  Крупных и средних предприятий около 100 единиц. Пусть в среднем они поставят по 4+1(резерв)=5 счетчиков:  5 счетчиков х 100 предприятий х 500 000 руб. = 250 000 000 руб.

ИТОГ:  Затраты на контроль за производством пива на предприятиях выпускающих около 90% объема выпуска пива в России составят 250 000 000 руб (КРУПНЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ); А МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ с 10 % объема выпуска пива в России вынуждены платить 750 000 000 руб.

ВЫВОД: Затраты малых пивоварен на единицу выпускаемой продукции в 100–150 раз выше, чем у гигантов индустрии.

Кроме того администрирование, учет и контроль со стороны государства за  сотнями малых и микро пивных производств является абсолютно неэффективным учитывая их долю в общероссийском объеме производства не более 10% и приведет к необходимости дополнительных бюджетных затрат.

Рецепт перестаёт быть коммерческой тайной.

Начало 2013 года принесло пивоварам новую проблему. С 1 марта 2013 года вводится новая мера государственного регулирования оборота алкогольной продукции, вступает в силу норма Федерального закона 171-ФЗ о подаче в Росалкогольрегулирование уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции. И хотя порядок подачи уведомлений на сегодняшний день еще не принят, это напрямую коснётся любой пивоварни, при выпуске любого нового сорта пива.

«Союз пивоваров Южного Урала» считает, что введение механизма уведомления о начале оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации  в предлагаемом виде является избыточной мерой государственного регулирования. Помимо стандартных процедур (государственная регистрация продукции, подтверждение ее соответствия требованиям качества и безопасности в форме сертификации и/или декларирования), предлагается ввести дополнительный механизм, по сути дублирующий уже имеющиеся процедуры.  Введение нового механизма увеличит затраты пивоваренных компаний, так как потребуется дополнительная работа по заполнению и отправке уведомлений. Кроме того, невозможна отправка уведомления почтовым отправлением, уведомление должно быть заверено только усиленной квалифицированной электронной подписью. Согласно новому порядку подачи уведомлений, необходимо раскрывать рецептуру изготовления продукции, что является коммерческой тайной предприятий. Также производителям требуется получение подтверждения от Росалкогольрегулирования, что превращает уведомительный характер, по сути, в разрешительный.  Вызывает полное непонимание целесообразность включения в федеральный реестр информации о продукции мини производств, в абсолютном большинстве работающих на локальных рынках, в пределах одного населенного пункта.

То есть мини-пивоварни будут вынуждены закрыться?

К сожалению, мы будем разорены данными нововведениями. И таких мини-пивоварен по России будут сотни. Это область малого бизнеса, а нас поставили в одинаковые условия с крупными пивоваренными концернами

Есть ли  пути выхода из данной ситуации?

Учитывая вышеизложенное, а так же значимую роль малого пивоварения как субъекта малого бизнеса в решении экономических, социальных, культурных проблем, занятости населения регионов, мы будем обращаться за поддержкой во все властные структуры и просить содействия в ходатайстве перед Правительством РФ о внесении законодательной инициативы в Государственную Думу  РФ:

  • Об исключении деятельности малых пивоварен — предприятий 1-ой группы (п.1.2 ВНТП-10М-93) по производству и обороту пива из-под сферы регулирования Федерального закона № 171-ФЗ — дополнить п.3 ст.1 Федерального закона №171-ФЗ абзацем следующего содержания:

« деятельность по производству и обороту пива на малых пивоварнях с объемом годового выпуска до 90 тысяч декалитров готовой продукции. ».

  • О разработке и принятии упрощенных механизмов применения Федерального закона № 171 – ФЗ к деятельности минипивзаводов – предприятий 2-ой группы (п.1.2.ВНТП-10М-93) по вышеизложенным пунктам. Дополнить ст.1 Федерального закона №171-ФЗ пунктом 5 следующего содержания:

«5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать упрощенный порядок применения настоящего закона в отношении деятельности по производству и обороту пива, осуществляемой минипивзаводами с объемом годового выпуска до 300 тысяч декалитров готовой продукции».

Уверены, что это обращение готовы поддержать сотни наших коллег —  малых пивоваренных предприятий со всей России. Малые пивовары ставят ставку на помощь региональных властей, не исключая возможности, объединив голоса с другими регионами, быть услышанными  федеральными властями и Правительством РФ. Конечно, в сравнении с крупными производителями и в процентном соотношении всего производимого продукта мы, может быть, и не всем интересны. Однако вспомним, что защита малого бизнеса всегда является декларируемой целью политика любого ранга. Решение проблемы целой отрасли – прекрасная возможность перейти от слов к делу.

 

Председатель «Союза пивоваров Южного Урала» Ройтенберг И.А.