Местные производители продолжают закупать импортное сырьё за постоянно дорожающие доллары и евро. При этом поднимать цену на продукцию не спешат: у клиентов зарплаты остались на прежнем уровне, потому они могут просто отказаться от дополнительных покупок, рассуждает директор челябинской «Лаборатории живого пива» Илья Ройтенберг. Он говорит, что пока цену удаётся сдерживать за счёт сокращения прибыли, при этом повышение стоимости, когда избегать его уже не удастся, будет весьма существенным — на 30–50%:

«В настоящей момент наша компания цены не поднимала, хотя у нас все ингредиенты импортные, мы их покупаем за евро: это и немецкий солод, и чешский, немецкий хмель, и дрожжи французские и бельгийские. Постараемся продержать существующие цены, сколько возможно. Вообще отрасль испытывает шок, но такая ситуация сейчас во многих сферах. В будущем, конечно, придётся нам поднимать цены. Сколько мы продержимся — не знаю, постараемся до лета. В любом случае искать другие ингредиенты не хотелось бы, чтобы не терять качество. Пока российские производители делают солод не очень высокого качества. Но, возможно, в будущем попробуем параллельно с немецкими солодами использовать наш, это будет более бюджетный вариант».

По словам Ройтенберга, сдерживание роста цен приносит свои плоды — клиентов пока меньше не стало. Другая ситуация — в ресторанном бизнесе. Дорожают не только импортные продукты, но и аренда помещений. В итоге средний чек в общепите растёт, и, по оценкам экспертов, количество посетителей ресторанов и кафе уже сократилось на треть. Причём больше всего от этого страдают заведения с невысокими ценниками. Более платежеспособные клиенты от ужинов в ресторане пока не отказываются, отмечает исполнительный директор центра гостеприимства «Европа» Игорь Тумаркин:

«Вслед за курсами валют растут и цены на сырьё. Следовательно, сильно падает валовой доход с торговой наценкой. Цены растут очень быстро. Допустим, себестоимость куска торта, в состав которого входит миндаль, увеличилась более чем на 20%. Конечно, можно ориентироваться на рост стоимости сырья и пропорционально повышать свои цены. Но до бесконечности увеличивать цены мы не можем. Поэтому приходится быстро искать альтернативных поставщиков, альтернативные продукты».

На глазах сокращается и количество желающих купить жильё. После того, как Центробанк повысил ключевую ставку, банки торопятся пересчитать свои проценты. В итоге та же ипотека, во-первых, дорожает, во-вторых, получить её сложнее из-за ужесточившихся требований к заёмщику. К тому же застройщикам сейчас придётся возводить дома, квартиры в которых были куплены ранее. В договорах с клиентами утверждена цена, соотносимая с прежним курсом валют, а строить дома предстоит из материалов, закупленных уже по новым прейскурантам. Так что застройщики уже ощутили на себе всю сложность экономической ситуации, говорит руководитель строительного объединения «Златоустовское» Олеся Худякова:

«У нас довольно большой сегмент покупателей, которые на сегодняшний день не смогли заключить с нами договоры, просто потому что не получили кредитов. Соответственно, те накопления, те первые взносы, которые у них на руках имеются, стали безынтересны самим потенциальным покупателям и нам, строителям. Впоследствии, на строительном рынке, думаю, будет достаточно серьёзный спад. Значительно повышаются цены на стройматериалы, такие как древесина. При этом как наша уральская древесина, которая поднялась в цене на 20%, зависит от доллара, не совсем понятно. При этом в ближайшее время серьёзно подорожают и другие стройматериалы».

Вместе с предпринимательским сообществом в настоящее время в замешательстве находится и ритейл: в предпраздничные дни продажи бьют все рекорды, однако после Нового года ожидается затишье. Когда рынок оживится вновь, прогнозировать пока не берётся никто.

Юлия Ткаченко

Челябинский бизнес пытается выжить за счёт сокращения прибыли (bfm74.ru)