25 мая 2017 г. на Южном Урале впервые состоялась Региональная конференция «Антиконтрафакт», которая прошла в рамках подготовки к Международному Форуму «Антиконтрафакт-2017». Мероприятие объединило руководителей производственных предприятий региона, представителей заинтересованных ведомств и общественных объединений, представителей Служб безопасности и юридической защиты с целью противодействия распространению контрафактной продукции.

Организатором первой Конференции «Антиконтрафакт. Южный Урал» выступает Челябинская Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб РФ совместно с Институтом права ЧелГУ, при поддержке Министерства общественной безопасности Правительства Челябинской области, а также при участии Члена Совета Федерации ФС РФ Гехт И.А., в целях выработки подходов и принципов формирования общего цивилизованного рынка на территории Челябинской области, защиты интеллектуальных прав производителей, противодействия распространению контрафактной продукции, а также обмена опытом и информацией.

НП «Союз пивоваров Южного Урала» подготовили свои предложения для включения в Резодюцию конференции «Антиконтрафакт. Южный Урал»:

Предложения для включения в Резолюцию

Конференции «Антиконтрафакт. Южный Урал»

25 мая 2017, Челябинск

Наличие теневой экономики практически во всех сферах приводит к снижению конкурентоспособности легальных производителей и продавцов по отношению к тем, кто действует с использованием незаконных схем. При этом государство недополучает налоговые отчисления по причине ухода легальных игроков в тень и рост этого сегмента. Любые меры по ужесточению регулирования той или иной отрасли в отрыве от мер по созданию благоприятной бизнес-среды, как правило, оказывают влияние исключительно на игроков, действующих в правовом поле. В большинстве своем это влияние негативное.

Пивоваренная отрасль на протяжении многих лет обеспечивала практически 100% собираемость акцизов, в отрасли отсутствовал «серый» рынок. Однако с момента приравнивания пивоваренной продукции к крепкому алкоголю и начала трансформации законодательства в сторону ужесточения по отношению к пивоваренной продукции, ситуация постепенно начала изменяться. Сдерживает ее изменение только тот факт, что технологический процесс производства и хранения пивоваренной продукции сложнее, чем в других сегментах рынка. По совокупности причин производить и продавать пиво вне рамок закона становится все выгоднее.

Таким образом, за много лет сложившийся ландшафт отрасли начинает меняться за счет появления игроков, которые склоняются к применению «серых» схем, подсказанных/спровоцированных текущим регулированием.

Добросовестные производители пива вынуждены конкурировать не только с другими видами алкоголя, основная конкуренция разворачивается с нелегальным рынком. Борьба с теневым рынком пива отвечает как интересам власти, так и интересам бизнеса. Для власти важна собираемость акцизов и наполнение бюджета, для легального бизнеса важна доля рынка, которую занимают нелегальные игроки, а также имидж отрасли.

Кроме того, существует проблема неконтролируемого перетока алкогольной продукции из стран Таможенного Союза (преимущественно из Казахстана) без уплаты акциза в России. Отчасти это связано с негармонизированными ставкам акцизов на алкогольную продукцию в странах ЕАЭС. Например, при пересчете в евро в 2016 г., ставки акцизов на крепкий алкоголь в Казахстане оказываются почти в два раза ниже, чем в России, а разница ставок акциза на пиво и вино достигают четырех раз. Разница ставок с Беларусью намного меньше, составляя по крепкому алкоголю и вину чуть более 10%, но по пиву достигает 70%. Разница ставок примерно в 70% наблюдается по крепкому алкоголю и пиву также между Россией и Кыргызстаном.

Поскольку при экспорте товаров применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта, недобросовестными участниками рынка применяются возвратные схемы с оформлением вывоза продукции из России и последующим недекларируемым реимпортом в Россию.

Приток нелегального пива из Казахстана имеет устойчивую тенденцию роста, так как такое пиво дает продавцам конкурентные преимущества, а механизмы недопуска такого пива на рынок, выявления случаев реализации, наказания за нарушения отсутствуют. У данного сегмента высокое коррупциогенное воздействие на контролирующие органы.

Челябинская область

По оценкам экспертов, без подключения к ЕГАИС на территории Челябинской области работает порядка 15% от общего количества торговых точек. Помимо этого на подобные выгодные предложения, идут и торговые точки с ЕГАИС, но без онлайн-ККТ. Таких точек на сегодняшний день порядка 40% от общего количества торговых точек на территории, так как существует дефицит данного оборудования по стране. Многие торговые точки заключили договор на покупку и монтаж данной опции, но факта установки как такового еще не произошло. Разбавить официальный продукт «черным» не составляет как таковых сложностей.

В связи с открытыми границами с Казахстаном и существенной разницей в цене на пиво, предприниматели Челябинской области активно используют нелегальные схемы ввоза на территорию региона крупных партий пива. Такие поставки не фиксируются в ЕГАИС. Нелегальное казахское пиво доставляется как непосредственно в торговые точки традиционной розницы, так и на оптовые рынки, где в дальнейшем приобретается предпринимателями из торговых точек.

Мелкие пивоварни, которые находятся в других регионах, частично не декларируют весь объем производимого пива, как следствие, снижается рыночная стоимость для входа в розничные торговые точки.

Предложения

Разработать (план мероприятий) дорожную карту по борьбе с контрафактной продукцией из Казахстана. Направить усилия органов власти и правоохранительных органов на решение этой злободневной проблемы. Сокращение контрафакта улучшит показатели по доходам в бюджет, по отравлениям некачественным алкоголем и т. д.

Отказаться от введения дополнительных региональных ограничений. Надо понимать, что любые новые ограничения вводятся только для добросовестных предпринимателей, которые и так «дышат на ладан». Нарушители закона, те, кто торгует по ночам, продает алкоголь несовершеннолетним и т. д., не обратят внимания на новые запреты. Их рынок сбыта только возрастет.

При обсуждении любых региональных ограничений рассматривать отдельно крепкий алкоголь и пиво, так как это совершенно разные продукты в плане производства, условий транспортировки и хранения, сроков реализации, гигиенических требований. Возможный вред от злоупотребления пивом и крепким алкоголем также абсолютно разный.

Председатель «Союза пивоваров Южного Урала» Ройтенберг И.А.

22 мая 2017 г.