17-го апреля 2018 г. состоялся Внеочередной Объединенный Съезд участников пивоваренной отрасли, субъектов малого и среднего предпринимательства. Председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг принял участие в съезде  в качестве спикера и поделится итогами поездки.

Инициаторами съезда выступили отраслевые общественные объединения: Национальный Союз Производителей Пива и Напитков (НСППиН), Объединение Участников Пивобезалкогольного рынка (ОУПР), Ассоциация Крафтовых Пивоварен (Craft Depot), а также «ОПОРА России».

Основной темой съезда стало обсуждение актуальных вопросов регулирования и развития пивоваренной отрасли, затронутых поручением Александра Хлопонина, Заместителя Председателя Правительства РФ, для формирования консолидированной позиции участников рынка.

В Съезде приняло участие более 200 делегатов — представителей отечественных производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, предприятий оптовой и розничной торговли, поставщиков сырья и оборудования. География делегатов съезда охватила все субъекты РФ.

Делегаты выразили свою обеспокоенность постоянными изменениями действующего законодательства, регулирующего производство и оборот пивоваренной продукции на протяжении последних семи лет:

  • повышение акциза в 10 раз, начиная с 2010 года;
  • введение декларирования объема производства, оборота и розничной реализации продукции;
  • введение обязательного применения приборов учета (АСИиУ) для пивоваренных предприятий мощностью свыше 300 тыс. дал/год и/или утверждение расчета мощности основного технологического оборудования для предприятий мощностью менее 300 тыс. дал/год;
  • внедрение системы ЕГАИС для всей цепочки от производства до розничной продажи;
  • внедрение обязательного применения он-лайн касс для розничной торговли;
  • ужесточение законодательства в области использования ПЭТ-тары;
  • запрет на рекламу алкогольной продукции;
  • региональные ограничения на размещение объектов розничной торговли и режимов продаж.

Участники Съезда отметили следующие тенденции на рынке:

  • Рост малых предприятий, мощностью до 300 тыс. дал/год — с 2014 года открылось более 500 таких предприятий. На 2018 год численность предприятий данной категории составила около 1200 предприятий, на которых создано более 40 000 рабочих мест, занятых непосредственно в производстве и более 400 000 рабочих мест в смежных отраслях, не считая розничной торговли.
  • Развитие отечественных предприятий- производителей оборудования для малого пивоварения.
  • Развитие солодовенной и хмелеводческой отраслей.
  • Увеличение доли региональных независимых пивоваренных заводов (мощностью свыше 300 тыс. дал) в общем объеме производства продукции.
  • Закрытие ряда заводов транснациональных компаний.
  • Увеличение доли импортного пива.
  • Стабильное снижение объемов производства пивоваренной продукции, влекущее за собой снижение собираемости акцизов, несмотря на рост численности предприятий производителей малой мощности.

На фоне негативного состояния отечественной пивоваренной отрасли продолжается ужесточение регулирования, которое может привести к экономическим потерям легальных производителей и бюджета, как в части снижения собираемости акциза, так и в отношении иных налогов, например, НДФЛ, за счет сокращения количества рабочих мест.

В настоящее время, согласно поручению вице-премьера Александра Хлопонина Правительством и органами государственной власти прорабатывается ряд предложений, касающихся введения лицензирования деятельности, маркировки продукции, снижения порога мощности для малых предприятий с 300 до 25 тыс. дал/год, требующих применения приборов учета, снижения разрешенного объема ПЭТ тары.

По мнению участников Съезда, предлагаемые меры не позволят в полной мере достигнуть целей прослеживаемости оборота пивоваренной продукции и повышению собираемости акциза. Более того, предлагаемые меры могут привести к дополнительным необоснованным финансовым затратам, а реализация некоторых предложений вообще невозможна, а именно:

  • Лицензирование и маркировка продукции – избыточные меры, которые не соответствуют целям и принципам, установленным ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ 171. Нормы действующего законодательства и система ЕГАИС позволяют в полной мере контролировать полноту уплаты всех налогов при производстве, включая акциз, и контролировать оборот пивоваренной продукции, обеспечивая ее прослеживаемость.
  • Снижение порога мощности для предприятий с 300 до 25 тыс. дал/год для признания их предприятиями малой мощности, позволяющими работать без приборов учета. Норма в 300 тыс. дал/год была принята в конце 2013 года с учетом результатов испытаний, проведенных производителями совместно с Росалкогольрегулированием. В ходе, которых была выявлена недостаточная техническая оснащенность производства для реализации положений Приказа РАР № 46н от 02 июля 2010 г. «Об утверждении Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема…».Справочно: В Республике Беларусь, предприятиями малой мощности являются предприятия до 300 тыс. дал/год, в Республике Казахстан – до 400 тыс. дал/год. При снижении порога на территории РФ – преимущества получают производители соседних государств, входящих в состав Таможенного Союза.
  • Снижение объема ПЭТ-тары до 1 л. и 0,5 л. В 2017 году вступила в силу норма закона, снижающая объем ПЭТ-тары до 1,5 литра. Все предприятия произвели переоснащение производственных линий розлива, потратив на переоснащение значительные средства. С точки зрения снижения уровня алкоголизации населения, предложенная мера выглядит избыточной, ведь в одной бутылке пива объемом 1,5 л. содержание чистого спирта в 3 раза меньше чем одной бутылке водки объемом 0,5 л. Повторное изменение объема тары в столь короткий период времени, безусловно, приведет к убыткам отрасли и снижению объемов производства, и как следствие, снижение бюджетных поступлений.

Обсудив состояние, тенденции и проблемы пивоваренной отрасли, участники Съезда сформулировали ряд предложений органам государственной власти, которые будут способствовать формированию открытого, прозрачного, цивилизованного и легального рынка пивоваренной продукции, а также повышению собираемости акцизов и повышению качества продукции:

  1. Инициировать внесение изменений в КоАП в части ст. 14.17 КоАП РФ – Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ст. 15.13 КоАП РФ – Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей), в виде включения ИП в перечень ответственных лиц по данным статьям. Размер ответственности ИП по данным статьям должен соответствовать размеру ответственности Юридических лиц.
  2. Создать открытый Реестр производителей пивоваренной продукции (далее Реестр), с указанием мощности основного технологического оборудования, взяв за основу существующий Единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
  3. Сформировать Критерии по включению в данный Реестр с учетом предложений отрасли.
  4. Ввести минимальный коэффициент использования производственной мощности для предприятий по производству пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи – не менее 20%. Для вновь открывшихся предприятий предусмотреть льготный период длительностью до 3 лет.
  5. Рассмотреть возможность введения минимальной розничной цены на пиво.
  6. В целях повышения качества пивоваренной продукции предусмотреть внесение изменений в 171 – ФЗ в Статье 2 в отношении терминов «пиво» и «пивные напитки».

Председатель «Союза пивоваров Южного Урала»                          Ройтенберг И.А.