ОТЧЁТ

О Внеочередном Объединенном Съезде участников пивоваренной отрасли

 17 апреля 2018 года  в здании Правительства Москвы состоялся Внеочередной Объединенный Съезд участников пивоваренной отрасли

Съезд участников пивоваренной отрасли, субъектов малого и среднего предпринимательства.

Мероприятие организовано по инициативе отраслевых общественных объединений Национальный Союз Производителей Пива и Напитков (НСППиН), Объединение Участников Пивобезалкогольного Рынка (ОУПР), Ассоциация Крафтовых Пивоварен (Craft Depot) и Опора России для консолидированной позиции отрасли по Поручению Заместителя Председателя Правительства РФ А.Г. Хлопонина и непрекращающихся инициатив по необоснованному ужесточению регулирования пивоваренного рынка.

В мероприятии приняло участие более 200 делегатов, представителей отечественных производителей пива, пивных напитков и сидра, пуаре и медовухи; представителей отраслевых объединений, таких как  НП «Союз пивоваров Южного Урала», Ассоциация Архангельских пивоваров; предприятий оптовой и розничной торговли; поставщиков сырья и оборудования.

РЕЗОЛЮЦИЯ Внеочередного объединенного Съезда участников пивоваренной отрасли 17 апреля 2018 года МОСКВА 17-го апреля 2018 года в Москве состоялся Внеочередной Объединенный Съезд участников пивоваренной отрасли, субъектов малого и среднего предпринимательства. Съезд был организован по инициативе отраслевых общественных объединений: Национальный Союз Производителей Пива и Напитков (НСППиН), Объединение Участников Пивобезалкогольного рынка (ОУПР), Ассоциация Крафтовых Пивоварен (Craft Depot) и Опора России, для формирования консолидированной позиции отрасли по вопросам, которые были определены поручением Заместителя Председателя Правительства РФ А.Г. Хлопониным.

В Съезде приняло участие более 200 делегатов, представителей отечественных производителей пива, пивных напитков и сидра, пуаре и медовухи, предприятий оптовой и розничной торговли, поставщиков сырья и оборудования. География делегатов съезда охватывает все субъекты РФ. Делегаты выразили свою обеспокоенность непрекращающимися изменениями действующего законодательства, регулирующего производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (далее — пивоваренной продукции) на протяжении последних семи лет:

— повышение акциза в 10 раз, начиная с 2010 года

—  введение декларирования объема производства и оборота продукции

—  введение приборов учета (АСИиУ) для предприятий свыше 300 тыс. и/или утверждение расчета

— мощности основного технологического оборудования для предприятий менее 300 тыс. дал/год  внедрение системы ЕГАИС для всей цепочки от производства до розничной продажи.

—  внедрение он-лайн касс для розничной торговли-  ужесточение законодательства в области использования ПЭТ-тары и др.

—  запрет на рекламу

—  региональные ограничения на размещение объектов розничной торговли и режимов продаж.

Участники Съезда отметили, что ситуация на пивоваренном рынке характеризуется следующими тенденциями:

— Ростом малых предприятий, мощностью до 300 тыс. дал/год (С 2014 года открылось более 500- предприятий). На 2018 год численность предприятий данной категории составила около 1200 предприятий, на которых создано более 40 000 рабочих мест, занятых непосредственно в производстве и более 400 000 рабочих мест в смежных отраслях, не считая розничной торговли.

— Развитием отечественных предприятий производителей оборудования для малого пивоварения.

—  Развитием солодовенной и хмелеводческой отраслей.

—  Увеличением доли региональных независимых заводов (мощностью свыше 300 тыс. дал) в общем объеме производства пивоваренной продукции.

— Закрытием части заводов транснациональными компаниями.

—  Стабильное снижение объемов производства пивоваренной продукции, влекущее за собой снижение собираемости акцизов, несмотря на рост численности предприятий производителей малой мощности.

— Увеличение доли импортного пива.

На этом фоне негативного состояния отечественной пивоваренной отрасли продолжается ужесточение регулирования, которое может привести к экономическим потерям легальных производителей и бюджета, как в части снижения собираемости акциза, так и в отношении иных налогов, таких как, например, НДФЛ, за счет сокращения количества рабочих мест.

В настоящее время, согласно поручению вице-премьера Хлопонина А. Г., Правительством и органами государственной власти прорабатывается ряд предложений, касающихся введения лицензирования, маркировки, снижения порога мощности для малых предприятий с 300 до 25 тыс. дал/год, снижения объема ПЭТ тары.

По мнению участников Съезда, данные меры не позволят в полной мере достигнуть целей прослеживаемости оборота пивоваренной продукции и повышению собираемости акциза, и более того, предлагаемые меры приведут к дополнительным необоснованным финансовым затратам. А реализация некоторых предложений вообще невозможна, а именно: Лицензирование и маркировка продукции — избыточные меры, которые не соответствуют целям и принципам, установленным ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ФЗ 171. Нормы действующего законодательства и система ЕГАИС позволяют в полной мере контролировать полноту уплаты всех налогов при производстве, включая акциз и контролировать оборот пивоваренной продукции, обеспечивая ее прослеживаемость. Снижение порога мощности для предприятий с производственной мощностью до 300 тыс. дал/год (далее — предприятий малой мощности) — Данная норма была принята в конце 2013 года с учетом результатов испытаний, проведенных производителями совместно с Росалкогольрегулированием. В ходе, которых была выявлена недостаточная техническая оснащенность производства для реализации положений Приказа РАР № 46н от 02 июля 2010 г. «Об утверждении Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема…».

Справочно: В Республике Беларусь, предприятиями малой мощности являются предприятия до 300 тыс. дал/год, в Республике Казахстан – до 400 тыс. дал/год. При снижении порога на территории РФ — преимущества получают производители соседних государств, входящих в состав Таможенного Союза. Снижение объема ПЭТ-тары до 1л. и 0,5 л. В 2017 году вступила в силу норма закона, снижающая объем ПЭТ-тары до 1,5 литра. Все предприятия произвели переоснащение производственных линий розлива, потратив на переоснащение значительные средства. С точки зрения снижения уровня алкоголизации населения, предложенная мера выглядит избыточной, ведь в одной бутылке пива объемом 1,5 л содержание чистого спирта в 3 раза меньше чем одной бутылке водки объемом 0,5л. Повторное изменение объема тары в столь короткий период времени, безусловно, приведет к убыткам отрасли и снижению объемов производства, и как следствие, снижение бюджетных поступлений. Участники Съезда, обсудив состояние и проблемы пивоваренной отрасли, сформулировали ряд предложений органам государственной власти, которые будут способствовать формированию открытого, прозрачного, цивилизованного, легального рынка пивоваренной продукции, собираемости акцизов, повышению качества продукции:

Инициировать внесение изменений в КоАП в части ст. 14.17 КоАП РФ — Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ст. 15.13 КоАП РФ — Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей), в виде включения ИП в перечень ответственных лиц по данным статьям. Размер ответственности ИП должен соответствовать размеру ответственности Юридических лиц по данным статьям.

Создать открытый Реестр производителей пивоваренной продукции (далее Реестр), с указанием мощности основного технологического оборудования, взяв за основу существующий Единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (Согласно Постановления Правительства РФ от 17 июля 2012 года N 724(с изменениями на 30 мая 2017 года) «О ведении Единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи» и Приложения к «Правилам ведения единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (В редакции, введенной в действие с 10 июня 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года N 666)».

Сформировать Критерии по включению в Реестр с учетом предложений отрасли (Приложение 1).  Ввести минимальный коэффициент использования производственной мощности для предприятий по§ производству пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи – не менее 20%. Для вновь открывшихся предприятий, предусмотреть льготный период до 3 лет.

Рассмотреть возможность введения минимальной розничной цены на пиво. (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции….»  В целях повышения качества пивоваренной продукции предусмотреть внесение изменений в 171 ФЗ в Статье 2 в отношении терминов «пиво» и «пивные напитки». Приложение № 1

КРИТЕРИИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПИВА И ПИВНЫХ НАПИТКОВ, СИДРА, ПУАРЕ И МЕДОВУХИ Процедура включения в Реестр должна в себя включать обследование предприятия специалистами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка:  Наличие документов согласно перечня (Приложение № 2).  Наличие оборудования и его соответствие предоставленным документам. Приложение № 2 Перечень требований для обследования предприятий с целью включения в Реестр производителей пива и пивных напитков, сидров, пуаре, медовухи Росалкогольрегулирования

1. Документы, подтверждающие полномочия руководителя (генерального директора, законного представителя) организации (приказ о приеме на работу, доверенность, решение или протокол и т.п.);

2. Свидетельство о собственности на помещения или договор на аренду помещения;

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

4. При наличии обособленного подразделения — Уведомление о постановке на учет в налоговом органе о создании обособленного подразделения (в случае если адрес производства отличается от юридического адреса организации);

5. Паспорта на основное технологическое оборудование (Распоряжение Правительства № 17-р «Об утверждении перечня видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции») и автоматическое оборудование для розлива – при наличии (если однотипное оборудование: один паспорт копия полностью, остальные паспорта выкопировка страниц с указанием заводского номера оборудования, технических характеристик);

6. Сертификаты/декларации на основное технологическое оборудование и автоматическое оборудование для розлива (при наличии):  на оборудование, приобретенное до 2011г. — Сертификаты соответствия;ü  на оборудование, приобретенное после 2011г. — Декларации о соответствииü

7. Перечень видов выпускаемой продукции;

8. Документация об оснащении техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время существует порядок обследования основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при принятии решения Управлением лицензирования производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о допустимости/недопустимости использования данного оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи без оснащения АСИиУ (автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции). За основу вышеуказанных критериев для включения в Реестр производителей пива и пивных напитков, сидров, пуаре, медовухи – взят основной перечень обследования основного технологического оборудования. На наш взгляд – это позволит Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка не менять внутренних регламентов, не разрабатывать и не утверждать новых нормативных актов и автоматически внести в вышеуказанный Реестр предприятия, которые прошли плановые/внеплановые проверки с 01.01.2014 года, так как именно с этого времени проводились обследования/проверки (плановые и внеплановые) с учетом данных критериев. Основанием для автоматического внесения в Реестр – считать АКТ проверки МРУ Росалкогольрегулирования. На наш взгляд, автоматическое включение предприятий в Реестр снизит дополнительную нагрузку на Регулятора и предприятия отрасли.

Считаем, что Реестр должен быть открытым и размещенным на сайте Росалкогольрегулирования, с целью предоставления доступа к сведениям любым заинтересованным организациям (органам государственной власти – федеральной и региональной), участникам рынка, а так же – общественности, что позволит своевременно выявить и/или предупредить незаконное производство и оборот пивоваренной продукции.

 

Председатель «Союза пивоваров Южного Урала» Ройтенберг И.А