Министру сельского хозяйства

Челябинской области

КОБЫЛИНУ А.В.

Уважаемый Алексей Владимирович!

Разрешите проинформировать Вас об обострении ситуации вокруг возможного законодательного ограничения объема потребительской упаковки, изготовленной из полимерных материалов, для производства и оборота алкогольной продукции.

4 апреля 2018 года депутатами Государственной Думы РФ М.В. Тарасенко, Р.В. Кармазиной, Г.Г. Онищенко, Н.Ф. Герасименко, членом Совета Федерации В.В. Рязанским внесена новая законодательная инициатива (№ 433434-7), направленная на постепенное ограничение ПЭТ-упаковки для алкогольных напитков до 0,5 л к 2020 году (Проект закона и сопроводительные документы размещены на сайте Государственной Думы и доступны по ссылке: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/433434-7).

Участники пивоваренной отрасли рассматривают подобную инициативу фактически как полный запрет использования ПЭТ. Подобный шаг грозит драматическими последствиями для российской пивоваренной промышленности, при этом никоим образом не будет способствовать выполнению заявленной авторами цели – снижению алкоголизации населения.

Идея запрета производства и продажи алкогольных напитков в ПЭТ-таре обсуждается депутатами и чиновниками разного уровня с 2011 года. В 2016 году было принято решение, что допустимый объем пластиковой упаковки для пива не будет опускаться ниже 1,5 л. Соответствующее ограничение вступило в силу в 2017 году: с 1 января в таре большего объема стало нельзя производить пиво, с 1 июля – торговать им.

Новое ограничение объема ПЭТ-упаковки не приведет к снижению алкоголизации населения, «в первую очередь молодежи и людей детородного возраста», как заявляют в пояснительной записке авторы законодательной инициативы. Известно, что основной причиной алкоголизации, а также высокого числа алкогольных отравлений становится крепкий, и нередко, нелегальный алкоголь. Практика показывает, что решение этой проблемы требует не новых законодательных ограничений, а эффективного комплексного применения действующего законодательства и заинтересованного участия государства, общества и бизнеса в целях повышения уровня жизни и общей культуры населения.

Утверждение о том, что причина алкоголизации кроется в больших объемах ПЭТ-упаковки, не может соответствовать действительности. В пластиковые упаковки разливается, в основном, пиво с содержанием алкоголя около 5%. Таким образом, в пластиковых упаковках пива объемом 1,5 литра содержится 75 мл чистого алкоголя. При этом в стандартной стеклянной бутылке водки объемом 0,5 литра содержится 200 мл чистого алкоголя, а в получившей большое распространение стеклянной бутылке для водки объемом 0,7 литра – 280 миллилитров чистого алкоголя. Стоит отметить, что агрессивные высказывания по объему упаковки поступают исключительно в адрес пивоваренной отрасли. К примеру, никого не смущает возможность приобретать крепкие напитки в литровых бутылках и трехлитровые упаковки вина.

В Челябинской области работает целый ряд небольших пивоваренных производств, вклад отрасли в областной бюджет в 2017 году составил 84,5 млн. рублей в виде уплаченных акцизов, в 2016 году – 65,9 млн. рублей. Можно констатировать, что малое пивоварение в регионе развивается и вносит вклад в экономику Челябинской области. Основным видом упаковки для пивоваренной продукции малых и средних пивоваров является  ПЭТ-тара или кеги, с последующей реализаций в розлив.

Снижение максимально допустимого объема ПЭТ-упаковки ниже 1,5 л для производства пивоваренной продукции недопустимо, т.к. будет равносильно полному запрету и потребует существенных инвестиций в переоборудование и замену линий розлива, размер которых исчисляется в миллионах долларов. Для небольших локальных производств такая законодательная инициатива означает, по сути, полное прекращение деятельности, так как инвестировать в переоснащение производства не представляется возможным, особенно в текущих экономических условиях.

Убеждены, что инициативам о дальнейшем ограничении ПЭТ-упаковки для пивоваренной продукции должна предшествовать оценка фактического воздействия (ОФВ) ранее принятых законодательных решений, которая покажет эффективность реализованных мер с точки зрения снижения алкоголизации населения, а также продемонстрирует экономические последствия для пивоваренной и смежных отраслей. Обращаем Ваше внимание на то, что в настоящий момент для подобного анализа правоприменительной практики прошло недостаточно времени. Считаем целесообразным провести ОФВ введения ограничений размера ПЭТ-упаковки до 1,5л в 2019 г. по результатам 2017-2018 гг.

Также разрешите вас проинформировать о второй инициативе, которая активно обсуждается на федеральном уровне – включение пивоваренной продукции в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. В настоящее время нет оснований предпринимать столь радикальные регулирующие меры. На данный момент введено достаточное количество механизмов контроля над производством и оборотом пива. Это ЕГАИС, процедура уведомления о начале оборота на территории РФ, декларирование оборота (включая производство, перемещение, реализацию и хранение продукции), автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (АСИиУ). Комплекс перечисленных инструментов контроля позволяет обеспечить полную прозрачность отрасли с точки зрения государственного надзора и предотвратить рост теневого сегмента. Серьезное усиление административной нагрузки не сможет решить задачу борьбы с единичными случаями уклонения отдельных участников рынка от уплаты налогов. По опыту крепкого алкоголя можно утверждать, что лицензирование не решает проблем теневого сектора, но создает серьезные трудности для легальных участников рынка.

Уважаемый Алексей Владимирович! Рассчитываем на Вашу поддержку, просим принять во внимание позицию Союза пивоваров Южного Урала в отношении законодательной инициативы ограничения ПЭТ-упаковки для алкогольных напитков до 0,5 л и направить отрицательный отзыв на проект федерального закона № 433434-7 в Комитет Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

С уважением, председатель

Союза пивоваров Южного Урала  И.А. Ройтенберг