Уважаемый Вячеслав Иванович!

Союз пивоваров Южного Урала с опасением следит за ситуацией в сфере регулирования алкогольного рынка. Пивоварни открываются, но не все регистрируются, либо готовы указывать достоверные сведения своего производства. Это приводит к нездоровой конкуренции и условиям развития бизнеса.

На примере опыта других регионов очевидно, что подобные инициативы в части все новых «запретов продажи алкоголя» — любимая популистская тема различных политических сил, мало задумывающихся об фактическом воздействии введения новых ограничений. Азарт введения новых запретов приводит к тому, что в ситуации, когда было бы достаточным добиваться более тщательного исполнения требований уже действующего законодательства, один за другим наносятся удары по добросовестным участникам рынка, а недобросовестные, наоборот, получают возможности для развития.

Никто не задумывается о том, какова рентабельность у добросовестного продавца алкоголя, откуда он будет брать средства на оплату труда персонала, аренду помещений и другие постоянные расходы за то время, когда вести торговлю будет запрещено.

Следует отметить, что в последние годы регулирование реализации алкоголя в Челябинской области носило последовательный и сбалансированный характер, учитывающий реальное положение в сфере реализации и потребления алкоголя. Удавалось избегать перекосов, вызванных желанием росчерком пера в мгновения ока изменить привычки, но в реальности либо не дающих результата, либо же хуже того, дающих дополнительные преференции недобросовестным продавцам в ущерб добросовестным.

Действенность региональной политики в области регулирования алкоголя подтверждаются и данными министерства здравоохранения региона. В Челябинской области с 2010 года наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня алкоголизации населения: с 2008 года к началу 2018 года распространенность алкогольной патологии сократилась на 36,1%, почти в три раза снизилось количество несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем.

Следует отметить, что существующие нормы дают широкие возможности по выявлению и наказанию недобросовестных участников рынка. Недостатка в запретах и нормативах нет, если и есть пробелы, то они скорее – в системности выявления нарушителей.

Указанные законодательные инициативы приведут не к желаемому результату, а к прямо противоположному. Увеличится количество предпринимателей, ведущих нелегальную торговлю алкогольными напитками. Новое регулирование может создать коррупционную основу для правоохранительных органов из-за резкого увеличения количества желающих обойти запрет. Вместо слабоалкогольных напитков, таких как пиво, требующих особых условий хранения, перевозки и реализации, будет сделан крен в сторону крепких, для которых не важен температурный режим, гигиенические условия и сроки хранения. Возрастет количество отравлений суррогатным и некачественным алкоголем, так как «теневой» рынок получит новый стимул для развития. Кроме того, потребление алкоголя не снизится, потребители будут закупать алкоголь заранее, и в итоге выпивать больше, чем планировали. Достаточно вспомнить советское время, когда дефицитный алкоголь закупался ящиками.

Считаем нецелесообразным вводить запрет на реализацию алкогольной продукции в праздники, дни голосования и спортивных или культурных мероприятий. Единственный праздник, во время которого принято повсеместно употреблять алкоголь – Новый год. Остальные календарные события, особенно такие как День молодежи, День знаний и т.д. не имеют традиций, предполагающих массовое употребление алкоголя.

Президент России Владимир Владимирович Путин неоднократно заявлял о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса. Сфера розничной торговли и общественного питания крайне зависима от уровня доходов населения и в кризисное время к подобным изменениям законодательства следует относиться очень осторожно.

Правовая база для наведения и поддержания общественного порядка вполне достаточна и без введения дополнительных региональных ограничений: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, санитарно-гигиенические нормы, федеральное и региональное законодательство, регулирующее алкогольный рынок, и т.д. Гораздо эффективней точечно работать с нарушителями законодательства, чем вводить дополнительные запреты, тем самым «ставить крест» на развитии добросовестного предпринимательства.

В российских регионах, которые вели эксперименты с введением запретов, постепенно начинается процесс смягчения дополнительных региональных ограничений. Несколько примеров:

  • в Московской области в декабре 2014 года внесены изменения в закон Московской области «О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области», отменяющие дополнительные ограничения по времени розничной продажи алкоголя;
  • 26 ноября 2015 года Законодательным Собранием Кировской области изменено ограничение по времени: разрешена продажа алкоголя до 22 часов по воскресеньям (ранее по воскресным дням было разрешено продавать алкоголь только до 17.00).
  • в феврале 2016 года в Самарской области отменен запрет на розничную продажу алкоголя крепостью менее 9% об. по воскресеньям с 17.00 до 22.00.
  • ужесточающие инициативы рассматривались в Курганской, Омской, Оренбургской, Ульяновской областях. В ходе рассмотрения ужесточающие меры не были приняты совсем или же приняты только частично, с учетом интересов добросовестного бизнеса в сфере реализации алкоголя.

Стоит отметить, что данные законодательные инициативы противоречат Предложениям по совершенствованию регулирования розничного оборота алкогольной продукции в целях его легализации, разработанными Министерством промышленности и торговли РФ во исполнение п. 5 раздела II Протокола заседания Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от 13 апреля 2016 г. № 4.

В Предложениях в качестве основных определены следующие задачи:

1) определить единственную реальную группу риска – детей и строить ограничения на продажу алкоголя исключительно в целях их защиты;

2) стимулировать перераспределение структуры потребления алкоголя с «крепкого алкоголя» в пользу вина, пива и иных алкогольных напитков с низким содержанием этилового спирта;

3) максимально легализовать алкогольный рынок и стимулировать его развитие;

4) сформировать в Российской Федерации нормальную культуру потребления алкоголя.

Учитывая возможное негативное влияние законодательных инициатив на развитие предприятий торговли и общественного питания, следует отказаться от введения региональных ограничений на розничную продажу алкоголя.

 

Председатель Союза пивоваров Южного Урала Ройтенберг И.А.