Председателю правительства Российской Федерации

Мишустину М. В.

Уважаемый Михаил Владимирович!

Вследствие мер, предпринимаемых для борьбы с распространением коронавируса SARS-CоV-2, в экономике России сложилась чрезвычайно тяжелая ситуация. Наименее защищенными в условиях предписанных ограничений оказались малые предприятия, не обладающие достаточным запасом прочности и не включенные в список системообразующих организаций экономики РФ, имеющих возможность рассчитывать на финансовую поддержку государства. В результате без защиты остаются как раз те предприятия, которые в ней особенно остро нуждаются. Усугубляет ситуацию и то, что малые пивоварни на основании закона №209-ФЗ от 24.07.2007 г. исключены из господдержки как производители подакцизных товаров.

Крупные предприятия добиваются высокой степени автоматизации, замещающей тяжелый и дорогой ручной труд. В отличие от них,  малые пивоварни России обладают несоизмеримо меньшей рентабельностью и не в состоянии достичь маржинальности, которая позволила бы безболезненно пройти кризисный период, избежав банкротства и сокращения рабочих мест. В эпоху развитых технологий и массового производства социальная задача малых предприятий во всем мире смещается от вклада в экономику и заработка к занятости населения. Тем самым обеспечивается социальное спокойствие и благополучие.

Совокупная численность постоянных сотрудников малых и микропредприятий в производстве пива, по официальным данным, достигает примерно десяти тысяч человек. Подавляющее большинство из них ,в силу тяжелого характера труда, – это мужчины, которые в российской традиции всегда являлись кормильцами своих семей, опорой и поддержкой для стариков. Любые неблагоприятные изменения в экономике ударят не по отдельным людям, а по целым семьям. Кроме того, на одного занятого в пивоварении приходится в среднем еще десять рабочих мест в смежных отраслях. В связи со снижением объемов производства будущее этих людей и их семей также поставлено под угрозу.

Для пивоваренной отрасли России характерен чрезвычайно высокий коэффициент концентрации производства. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, 50 крупнейших предприятий страны выпускают 96,3% всей продукции в категории «Пиво» и 96,87% пива с содержанием алкоголя от 0,5 до 8,6%. Между тем в реестре субъектов малого предпринимательства Федеральной налоговой службы по состоянию на начало апреля 2020 года значилось 1751 малое и микропредприятие, основным видом деятельности которых указано производство пива (ОКВЭД 11.05). На их долю приходится лишь около 3% всей произведенной в стране продукции и такой же процент начисленных акцизных платежей.

В 2019 году в консолидированный бюджет Российской Федерации по статье «Акцизы» зачислено 1277,5 млрд рублей, или 5,6% от общего объема поступлений, администрируемых Федеральной налоговой службой. Акцизы на пиво в общей сумме акцизов составили менее 12% (около 153 млрд рублей). Таким образом, доля малых пивоваров не превысила 0,02% поступлений в консолидированный бюджет страны по линии ФНС. Это уровень статистической погрешности в рамках макроэкономики, но весьма существенные средства для малых компаний.

В связи с вышеизложенным просим Правительство Российской Федерации рассмотреть возможность временного – до конца 2020 года – отказа от акцизных сборов с малых пивоваренных предприятий. Это не окажет сколько-нибудь заметного влияния на государственный бюджет, но поможет этим предприятиям избежать прекращения деятельности, сохранить квалифицированные кадры и социальную стабильность.

Основными каналами сбыта продукции малого пивоварения традиционно являются отрасли общественного питания и туризма, признанные пострадавшими в результате принудительной остановки. У малых пивоваров на неопределенное время остался лишь один доступный канал – это розничная торговля, в основной массе регулируемая крупными сетевыми компаниями. Их управляющие органы находятся на вынужденной самоизоляции, и решения об изменении торговой матрицы, о введении в ассортимент новых товаров не принимаются. Таким образом, большинство малых пивоварен оказались лишены возможности оперативно перенаправить высвободившиеся объемы продукции в розницу. Положение усугубляется тем, что подавляющее большинство предприятий не располагают собственной недвижимостью, в то же время владельцы арендуемых площадей не готовы идти на уступки в размерах и сроках внесения платежей. Фактически малые пивоваренные производства находятся под угрозой остановки, закрытия и банкротства.

Частично компенсировать потери, связанные с закрытием предприятий общественного питания, помогло бы разрешение на дистанционную торговлю алкогольной продукцией, на данный момент запрещенную законодательством РФ. В Федеральное собрание поступил законопроект, предусматривающий возможность такой торговли. Мы просим ускорить его рассмотрение, поскольку промедление в принятии решений по обозначенным вопросам может катастрофическим образом сказаться на состоянии отрасли и обречет большинство малых ее предприятий на умирание.

С уважением, Председатель Союза пивоваров Южного Урала» Ройтенберг И.А.