ПОЗИЦИЯ СОЮЗА ПИВОВАРОВ ЮЖНОГО УРАЛА
ПО ВОПРОСУ ВВЕДЕНИЯ МАРКИРОВКИ ЭЛЕКТРОННЫМИ КОДАМИ ПИВОВАРЕННОЙ И БЕЗАЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ

9 сентября 2020 года В.В. Путин провел очередное совещание с членами Правительства повопросам развития системы маркировки товаров. В своем докладе министр промышленности и торговли Д.В. Мантуров сообщил, что Минпромторг считает важным в ближайшее время распространить систему маркировки цифровыми кодами на алкогольные напитки, начиная с пива. Кроме того, с 01.04.2020 по 01.03.2021 г. проводится эксперимент по маркировке упакованной воды.

 

10 октября 2020 года на сайте  kremlin.ru был опубликован Перечень поручений Президента по итогам совещания, в котором содержится пункт Пр-1648, п. 1к (обеспечить проведение экспериментов по маркировке средствами идентификации упакованной питьевой воды, пивоваренной продукции и слабоалкогольных напитков и с учетом их результатов принять решение о введении обязательной маркировки указанных товарных групп. Срок – 1 апреля 2021 г. Ответственный: Мишустин М.В.).

Союз пивоваров Южного Урала, совместно с Союзом Российских пивоваров, представляя интересы почти 200 производителей пива и безалкогольных напитков, выступает категорически против инициативы
по введению маркировки пивоваренной и безалкогольной продукции
по следующим причинам:

  1. На рынке пива нет ни контрафактной, ни тем более фальсифицированной продукции, ведь подделывать пиво невыгодно с экономической точки зрения: производство пива – это сложный высокотехнологичный процесс, который невозможно создать в кустарных условиях.
  2. Маркировка пива электронными кодами – избыточная мера контроля, т.к. производство и оборот алкогольной продукции, в т.ч. пива фиксируется в Единой государственной автоматической информационной системе (ЕГАИС).

Государство не первый год имеет возможность полностью прослеживать путь пивоваренной продукции от линии розлива до конечного потребителя за счет внедрения ЕГАИС.

Производители понесли большие затраты на оснащение своих производств дорогостоящими системами учета объема произведенной продукции, счетчиков произведенной продукции в потребительской упаковке, программных аппаратных средств. Кроме того, ежегодно производители несут затраты по модернизации систем учета, их обслуживанию и метрологической поверке. В результате каждая бутылка произведенной продукции учитывается в ЕГАИС и необходимости в дублирующем учете нет.

Кроме того, конечные потребители не первый год имеют возможность в режиме реального времени проверять легальность выпуска алкогольной продукции благодаря созданному Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка мобильному приложению «АнтиКонтрафактАлко», которое уже скачали более 500 000 пользователей мобильных устройств.

  1. Маркировка – это чрезмерная и дорогостоящая мера контроля, способная оказать существенное негативное влияние как на развитие пивоваренной и безалкогольной отрасли, так и смежных отраслей.

По предварительной оценке, оснащение крупного регионального завода по производству пива и безалкогольных напитков необходимым оборудованием для маркировки бутылок, групповых упаковок, поддонов, приборов учета кодов при логистических операциях по перемещению и отгрузки продукции, программно-аппаратных средств потребует суммарных инвестиций не менее 60-80 млн. руб. Фактически будет необходимо, в дополнение к учету в ЕГАИС, внедрять тройную маркировку каждой единицы продукции связанными кодами (бутылка-групповая упаковка-поддон) и перестраивать всю торгово-логистическую цепочку.

При стоимости цифрового кода в 50 коп./шт., стоимости маркировочных этикеток, печатных средств не менее 20 коп./шт., затрат на техническое обслуживание и зап. части для оборудования, стоимости персонала, увеличение себестоимости на единицу продукции составит при тройной маркировке до 2 руб./бут.! Дополнительные затраты региональных производителей (без учета инвестиций в маркировочное оборудование) в зависимости от объемов производства составят до 200-300 млн. руб./год.

Такая значительная финансовая нагрузка в ситуации экономического кризиса, падения рентабельности российских перерабатывающих производств и снижению покупательского спроса населения может привести к еще большему снижению производства как пива, так и социально значимых безалкогольных напитков (питьевой воды, кваса и пр.).

  1. Указанные в п. 3 постоянные затраты приведут к увеличению отпускных цен на продукцию (в зависимости от типа продукции и объема тары) на 4-8%, что вместе с торговыми наценками и дополнительными затратами торговли на обработку кодов составит не менее 15% для конечного потребителя. В условиях низкого потребительского спроса это неизбежно приведет к снижению потребления качественных легальных напитков российского производства, спровоцирует активность на рынке нелегального алкоголя.
  2. При снижении объёмов производства пивобезалкогольной отрасли хотя бы на 10% в результате внедрения системы маркировки в дополнение к ЕГАИС бюджеты всех уровней не получат 18 млрд рублей акциза (не считая других налогов). Количество рабочих мест в пивобезалкогольной отрасли и в смежных отраслях может снизиться на 50 000 чел.
  3. Система нанесения и учета цифровых кодов в РФ применяется в основном в отраслях с низкой производительностью производственных линий и большим количеством ручного труда. В массовом производстве пива и безалкогольных напитков при производительности линий розлива до 60000 бут./час с последующим перемешиванием бутылок на накопительных транспортерах перед групповой упаковкой, нанесение кодов на каждую единицу продукции с последующей связью индивидуальных кодов в групповой код технически не реализуемо! Внедрение этой системы будет приводить к массовым сбоям, остановке производства, что повлечет за собой огромные убытки для производителей (один день простоя производства может стоить до 30 млн рублей).

 

Таким образом, маркировка пива и безалкогольных напитковне обоснована и идет вразрез с декларируемыми государством обещаниями поддержки легального бизнеса, противоречит интересам производителей и потребителей пивоваренной и безалкогольной продукции, не соответствует целям Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики
и долгосрочные структурные изменения в экономике.

Маркировка лишь усугубит ситуацию в пивоварении: вызовет закрытие легальных предприятий, приведет к разгону потребительской инфляции, будет способствовать росту серого рынка, сокращению акцизных поступлений вследствие сокращения выпуска продукции, приведет к удорожанию пива и безалкогольных напитков для конечного потребителя, что в свою очередь усилит спрос на крепкую алкогольную продукцию, употребление которой приводит к ухудшению уровня алкоголизации населения в стране.

Предлагаем рассмотреть вопрос о эксперименте по введению маркировки пивоваренной продукции после окончания срока пандемии Covid-19 и восстановления экономики (начало эксперимента не ранее 2022 г.). Необходимо также в 2021 г. провести экспертизу экономической целесообразности введение маркировки в пивоваренной отрасли, объемы производства которой полностью контролируются государством в системе ЕГАИС (установлены объемные и штучные счетчики продукции).

С уважением, Председатель Союза пивоваров Южного Урала Ройтенберг И.А.