«Союз пивоваров Южного Урала» письменно выразил своё несогласие с озвученной инициативой разработки и введения «сухого закона» на территории Челябинской области. Письма направлены: губернатору Челябинской области Дубровскому Б.А., министру сельского хозяйства Челябинской области Сушкову С.Ю., Председателю Законодательного собрания Челябинской области Мякушу В.В., Председателю Общественной палаты Челябинской области Дубровину О.В., председателю ЧРО «Опора России» Артемьеву А.А., председателю ЧРО «Деловая Россия» Захарову К.Ю., а также в штаб РО «Общероссийский народный фронт».

Текст письма:

Предпринимательское сообщество Челябинской области с опасением следит за ситуацией вокруг возможного изменения регионального законодательства в сфере регулирования алкогольного рынка.
Из средств массовой информации стало известно, что Главное управление МВД РФ по Челябинской области предложило Вам разработать региональный закон о полном запрете продажи алкоголя в праздники, дни голосования и спортивных или культурных мероприятий. Аналогичный законопроект, который кроме введения «сухого закона» в праздничные дни, предполагает и введение ограничений по времени продажи алкоголя (в том числе после 17 часов в воскресенье), внес в Законодательное Собрание Челябинской области депутат И.В. Бархатов.
На примере опыта других регионов очевидно, что подобные инициативы в части все новых «запретов продажи алкоголя» — любимая популистская тема различных политических сил, мало задумывающихся об фактическом воздействии введения новых ограничений. Азарт введения новых запретов приводит к тому, что в ситуации, когда было бы достаточным добиваться более тщательного исполнения требований уже действующего законодательства, один за другим наносятся удары по добросовестным участникам рынка, а недобросовестные, наоборот, получают возможности для развития.
Никто не задумывается о том, какова рентабельность у добросовестного продавца алкоголя, откуда он будет брать средства на оплату труда персонала, аренду помещений и другие постоянные расходы за то время, когда вести торговлю будет запрещено.
Следует отметить, что в последние голы регулирование реализации алкоголя в Челябинской области носило последовательный и сбалансированный характер, учитывающий реальное положение в сфере реализации и потребления алкоголя. Удавалось избегать перекосов, вызванных желанием росчерком пера в мгновения ока изменить привычки, но в реальности либо не дающих результата, либо же хуже того, дающих дополнительные преференции недобросовестным продавцам в ущерб добросовестным.
Действенность региональной политики в области регулирования алкоголя подтверждаются и данными министерства здравоохранения региона. В Челябинской области с 2010 года наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня алкоголизации населения: с 2008 года к началу 2017 года распространенность алкогольной патологии сократилась на 36,1%, почти в три раза снизилось количество несовершеннолетних, злоупотребляющих алкоголем.
Следует отметить, что существующие нормы дают широкие возможности по выявлению и наказанию недобросовестных участников рынка. Недостатка в запретах и нормативах нет, если и есть пробелы, то они скорее – в системности выявления нарушителей.
Указанные законодательные инициативы приведут не к желаемому результату, а к прямо противоположному. Увеличится количество предпринимателей, ведущих нелегальную торговлю алкогольными напитками. Новое регулирование может создать коррупционную основу для правоохранительных органов из-за резкого увеличения количества желающих обойти запрет. Вместо слабоалкогольных напитков, таких как пиво, требующих особых условий хранения, перевозки и реализации, будет сделан крен в сторону крепких, для которых не важен температурный режим, гигиенические условия и сроки хранения. Возрастет количество отравлений суррогатным и некачественным алкоголем, так как «теневой» рынок получит новый стимул для развития. Кроме того, потребление алкоголя не снизится, потребители будут закупать алкоголь заранее, и в итоге выпивать больше, чем планировали. Достаточно вспомнить советское время, когда дефицитный алкоголь закупался ящиками.
Считаем нецелесообразным вводить запрет на реализацию алкогольной продукции в праздники, дни голосования и спортивных или культурных мероприятий. Единственный праздник, во время которого принято повсеместно употреблять алкоголь – Новый год. Остальные календарные события, особенно такие как День молодежи, День знаний и т.д. не имеют традиций, предполагающих массовое употребление алкоголя.
Президент России Владимир Владимирович Путин неоднократно заявлял о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса. Сфера розничной торговли и общественного питания крайне зависима от уровня доходов населения и в кризисное время к подобным изменениям законодательства следует относиться очень осторожно.
Правовая база для наведения и поддержания общественного порядка вполне достаточна и без введения дополнительных региональных ограничений: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, санитарно-гигиенические нормы, федеральное и региональное законодательство, регулирующее алкогольный рынок, и т.д. Гораздо эффективней точечно работать с нарушителями законодательства, чем вводить дополнительные запреты, тем самым «ставить крест» на развитии добросовестного предпринимательства.
В российских регионах, которые вели эксперименты с введением запретов, постепенно начинается процесс смягчения дополнительных региональных ограничений. Несколько примеров:
в Московской области в декабре 2014 года внесены изменения в закон Московской области «О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области», отменя—ющие дополнительные ограничения по времени розничной продажи алкоголя;
26 ноября 2015 года Законодательным Собранием Кировской области изменено ограничение по времени: разрешена продажа алкоголя до 22 часов по воскресеньям (ранее по воскресным дням было разрешено продавать алкоголь только до 17.00).—
в феврале 2016 года в Самарской области отменен запрет на розничную продажу алкоголя крепостью менее 9% об. по воскресеньям с 17.00 до 22.00.—
ужесточающие инициативы рассматривались в Курганской, Омской, Оренбургской, Ульяновской областях. В ходе рассмотрения ужесточающие меры не были приняты совсем или же приняты только частично, с учетом интересов добросовестного бизнеса в сфере реализации алкоголя.—
Стоит отметить, что законодательные инициативы ГУ МВД по Челябинской области и депутата И.В. Бархатова противоречат Предложениям по совершенствованию регулирования розничного оборота алкогольной продукции в целях его легализации, разработанными Министерством промышленности и торговли РФ во исполнение п. 5 раздела II Протокола заседания Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от 13 апреля 2016 г. № 4.
В Предложениях в качестве основных определены следующие задачи:
1) определить единственную реальную группу риска – детей и строить ограничения на продажу алкоголя исключительно в целях их защиты;
2) стимулировать перераспределение структуры потребления алкоголя с «крепкого алкоголя» в пользу вина, пива и иных алкогольных напитков с низким содержанием этилового спирта;
3) максимально легализовать алкогольный рынок и стимулировать его развитие;
4) сформировать в Российской Федерации нормальную культуру потребления алкоголя.
Учитывая возможное негативное влияние законодательных инициатив на развитие предприятий торговли и общественного питания, просим отказаться от введения региональных ограничений на розничную продажу алкоголя.