Илья Ройтенберг поделился мнением о ЕГАИС и алкогольном декларировании, как о двойном контроле над малым бизнесом в России.

Нужен ли он? С момента перестройки менталитет многих наших бизнесменов изменился. Многие хотят платить налоги, работать в белую и быть защищенными законами государства. Но, порой, складывается впечатление, что государство этого не хочет.

Эксперты Profibeer продолжают размышлять, нужен ли малому пивоваренному бизнесу двойной контроль — декларирование и ЕГАИС. Своей точкой зрения с порталом поделился Илья Ройтенберг, директор «Лаборатории живого пива» и председатель «Союза пивоваров Южного Урала»

— О том, что декларирование и ЕГАИС будут дублировать друг друга, говорилось не раз, но теперь, с началом работы в системе, это стало очевидным де факто. Просчитать, сколько времени занимает подготовка декларации, довольно сложно — для нашей пивоварни это делает аутсорсинговая аудиторская компания. Но вот, например, на днях я вернулся из Екатеринбурга, куда ездил по поводу выявленного у нас якобы административного правонарушения по ЕГАИС. Я написал объяснительную и собрал документы, из которых, надеюсь, контролирующим органам будет понятно, что никакого нарушения не было. Но сама поездка и подготовка к ней заняли несколько дней, плюс само административное расследование продлится около месяца, вот и посчитайте… Думаю, что и какие-то накладки с декларирование грозят не меньшими потерями времени. Я не говорю уже о деньгах, потому что, честно говоря, перестал считать, во сколько обходится ведение этих двух форм отчетности. Во сколько оценить, например, нервы сотрудника, который старается все в ЕГАИС сделать правильно, а система все равно глючит и сбоит?.. Понятно, что мы готовы заплатить любые деньги, чтобы система работала нормально, ведь мы фактически ее заложники: малейшие проблемы — и нужно останавливать продажи, а значит, и само производство.

— Вообще все эти фискальные нововведения, особенно в таком объеме, да еще и дублирующие друг друга — это и называется кошмарить бизнес в моем понимании. Каждая такая новая инициатива для небольших компаний — уверенный шаг навстречу могильному камню их бизнеса. Я не знаю, как воспринимают все это крупные пивоваренные заводы, возможно, с их штатом специально нанятых для работы в ЕГАИС и составления декларации сотрудников им легче с этим справиться. Но небольшой пивоварне, на которой работают несколько человек, весь этот отчетно-контролирующий процесс внушает немалый страх и беспокойство. А что испытывают те, кто только планирует открыть свой бизнес и спрашивают у меня, какие действия нужно предпринимать, чтобы работать в правовом поле?.. Боюсь, рано или поздно они встанут перед выбором — либо отказаться от своих планов, либо начать «мутить».

— Возможно, бизнес относился бы лояльнее ко всем этим инструментам контроля, приноси они хоть какую-то пользу. Но я не слышал, например, никаких разоблачительных историй о том, как ЕГАИС или декларирование выявили подпольных пивоваров. Открыть пивоварню и продавать пиво, находясь в «тени», достаточно сложно — гораздо сложнее, чем открыть водочный цех в каком-нибудь гараже и при любой возможной проверке просто переехать в соседний гараж. Пиво требует сложного оборудования и ресурсов, и отследить его производство гораздо легче. И мне кажется, что было бы логичнее заниматься этим контролем местным властям, чем делать это централизованно. Например, наш Уральский федеральный округ — это 10% территории России, центр его в Екатеринбурге. И разве не проще властям Челябинска или Ханты-Мансийска, скажем, самим разобраться с теми, кто гонит «левый» продукт? С трудом представляю, как с этой задачей может справиться чиновник, который находится за сотни километров от проблемы — те, кто зарабатывает в «тени», точно не попадут в поле его зрения. В проигрыше, как всегда, останутся добросовестные предприниматели, работающие в открытую и по всем правилам, ведь нет правил — нет проблем.

— Я много общаюсь со своими знакомыми из других отраслей (у которых, к слову сказать, схожие с нами проблемы) и пытаюсь понять, почему столь радикально отличается слово и дело в стратегии по отношению к малому бизнесу. И невольно прихожу к одному выводу — так как малых предпринимателей численно гораздо больше, чем представителей крупного бизнеса, какой-либо новый обязательный «продукт» можно не только выгодно продать им в гораздо большем объёме, но и получать ежемесячную баснословную прибыль, как мы это видим на примере ЕГАИС (установка, ведение, техподдержка, штрафы и пр.). Именно поэтому карман малых предпринимателей стал так интересен чиновникам, а также приближенным к ним коммерческим структурам. Правда, я не уверен, что проводимая ими политика, которая отбивает желание работать, и тем более — работать честно, идет на пользу самой стране.

Илья Ройтенберг: «Политика, которая отбивает у малого бизнеса желание честно работать, вряд ли пойдет на пользу стране» (profibeer.ru)