Чье лобби круче?

Попытку обособиться на алкогольной полке предприняли российские пивовары. В ноябре 2016 года эксперты Высшей школы экономики в соавторстве с представителями отрасли подготовили «нескромные» предложения, воплощение которых позволило бы производителям пенного зажить по-новому. В частности, речь шла об отдельном законе с минимальным набором ограничений. Например, авторы документа предлагали расширить временные рамки продажи пива, пустить напиток в киоски и Интернет, разрешить рекламировать его во время спортивных матчей. Но не тут-то было. Вырваться из «объятий» 171-ФЗ «младшему брату» вряд ли позволят производители крепкого алкоголя.

Пивовары всегда пытались отстраниться от крепких соседей по полке. Вот и сейчас авторы «пивного манифеста» настаивают: пенное – не классическая алкогольная продукция, которую производят с использованием этилового спирта и технологий дистилляции. «Содержание спирта во многих сортах пива практически совпадает с содержанием спирта в кумысе или квасе», — утверждается в концепции.

«Пиво – другой продукт, мы не водка. Пиво производится без добавления этилового спирта, можно даже сказать, что это — сельхозпродукция. Большинство пивоварен, к слову, используют отечественное сырье», — пояснил «Уралинформбюро» глава Союза пивоваров Южного Урала, директор ООО «Лаборатория живого пива» Илья Ройтенберг. По его мнению, «уравниловка», которую власти ввели в 2012 году, стала большой ошибкой: «До 2012 года было нормальное регулирование, пиво считалось совершенно другим напитком. И это было правильно. 171-ФЗ душит отрасль, закрываются заводы, сокращаются рабочие места. Ведь наша отрасль – высокотехнологичная: у нас дорогое оборудование, сложный процесс приготовления. Водка ни в какое сравнение не идет. Но самое противное то, что все это дает шансы нелегальному бизнесу поднимать голову».

О том, что любые ограничения на руку нелегалам, говорит и владелец екатеринбургской сети алкогольных магазинов «Магнум» Илья Борзенков. «Я являюсь принципиальным сторонником минимизации регулирования. Запреты для легальной торговли приводят лишь к тому, что процветает нелегальная. Потому что они вообще не обращают внимания на законы. Запреты соблюдают только законопослушные предприниматели. Нелегалам нечего терять – один раз нарушили закон, а два раза не расстреливают», — отмечает бизнесмен.

Продуктовый ритейл к возможным изменениям относится сдержано. Там уже давно смирились с ограничениями, но от «пивных поблажек» бы не отказались. «Доля продаж пива в общем объеме, конечно, незначительная, но расширение временных рамок было дополнительным подспорьем для тех магазинов, которые работают до 24.00. Вечером алкоголь какой-то трафик вытягивает», — говорит президент сети супермаркетов «Елисей» Александр Оглоблин. Вместе с тем на время работы торговых точек, закрывающихся в 23.00, продление продажи пива, скорее всего, не повлияет. «Все зависит от общего трафика. Вряд ли пиво станет решающим фактором», — добавляет он.

Всеми силами противостоят обособлению пива производители крепкого алкоголя. Ведь пивовары, несмотря на то, что их покупатель несколько отличается, получив карт-бланш, способны переманить часть «высокоградусной» аудитории. «Вся алкогольная продукция, содержащая спирт, должна регулироваться общим законом, и ни для каких категорий не должно быть поблажек», — настаивают в Союзе производителей алкогольной продукции, объединяющем крупнейших производителей водки.

«Это пивовары хотят раздельное регулирование. Им как-то надо перед акционерами оправдываться, вот они и рассказывают, что их душит законодательство», — говорит гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. К сокращению продаж пивной продукции закон, по его мнению, никакого отношения не имеет. «Главная причина – это демография. Пиво потребляют граждане от 17 до 55 лет. Вот этих людей за последние годы стало меньше минимум на 10 миллионов. Не стоит забывать, что с 1995 года по 2007 год потребление пива выросло в 5,5 раза – с 15,5 до 81 литра на душу в год. Такого в мире никогда не было. Но после любого взлета следует падение, что мы и видим. Третье – кризис. В любой социально-экономический кризис потребление вина, слабоалкогольных напитков, пива падает. Как видите, ни одной причины, связанной с законодательством, нет», — разъясняет Дробиз.

В конце ноября предложения пивоваров на площадке Минэкономразвития РФ обсудили эксперты и представители власти. По всей видимости, первый раунд остался за водочным лобби. «Мы заслушали эту концепцию и понимаем, что никто в государстве не будет делать отдельные законы ни для вина, ни для пива», — подвел итоги присутствовавший на обсуждении Вадим Дробиз. Вероятнее всего, каким-то образом будет откорректирован действующий закон, отмечает он: «Возможно, в рамках закона будет учтена специфика каждой отрасли – крепкий алкоголь, пиво и винодельческая продукция. И, скорее всего, это будет касаться лишь элементов производства».

Вместе с тем говорить, что пивовары сдали оружие, не приходится. По оценке В.Дробиза, работа над поправками займет не меньше года. У пивного лобби еще есть время, чтобы взять реванш.

Анастасия КОКАРЕВА

На водку-пиво рассчитайсь! (uralinform.ru)