В Законодательное собрание

Челябинской области

 

Отзыв на проект закона Челябинской области «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Челябинской области»

 

В качестве описания проблемы, на решение которой направлен предлагаемый вариант правового регулирования и экономических последствий такого регулирования, разработчик проекта закона приводит общие слова. Отсутствует анализ существующей проблемы: сколько проблемных точек общественного питания существует на территории Челябинской области, в каких муниципалитетах они расположены, количество жалоб населения, а также анализ площади залов для обслуживания посетителей  в таких проблемных точках. Также немаловажно, что отсутствует анализ сколько всего предприятий общественного питания будет вынуждено прекратить деятельность и на какую часть из них были жалобы жителей, т.е. каким количеством добросовестных и законопослушных предпринимателей будет вынуждена пожертвовать экономика Челябинской области, чтобы недобросовестные участники рынка закрыли точки «псевдообщепита».

Также в документах, подготовленных разработчиком для проведения публичных консультаций в рамках оценки регулирующего воздействия проекта закона, отсутствует обоснование предлагаемой минимальной  площади зала для обслуживания посетителей в 50 кв метров. Непонятно, на какие данные и исследования опирался разработчик при подготовке проекта закона.

Необходимо отметить, что на федеральном уровне законодательное ограничение площади зала для обслуживания посетителей в размере 20 кв. метров было сформулировано с участием экспертного сообщества и представителей бизнеса с целью сохранения баланса интересов государства, бизнеса и общества.

Введение дополнительного ограничения на уровне региона в части увеличения до 50 кв. метров минимальной площади торгового зала предприятий общественного питания, расположенных в жилых домах, окажет негативное влияние на законопослушный бизнес, под закрытие попадет цивилизованная и полноформатная HoReCa. Недобросовестные предприниматели, которые нашли для себя возможность пользоваться уловками и маскируют продажу алкогольной продукции под «псевдообщепит», найдут способы, как избежать ужесточений.

В муниципальных образованиях Челябинской области очень разная ситуация в сфере коммерческой недвижимости, есть муниципальные образования, в которых дефицит помещений для развития сферы общественного питания. Также необходимо учитывать, что есть предприятия общественного питания, расположенные в нежилых помещениях переведенных из жилых, но есть и предприятия общепита, расположенные в помещениях специально спроектированных под коммерческую недвижимость, в которых учтены параметры шумоизоляции, система вентиляции, отдельные входы для выгрузки товара и т.д. Вопросы, возникают в основном по первым из них. Данный вопрос в основном будет решен путем неукоснительного соблюдения ограничения минимальной площади зала для обслуживания посетителей, установленной ч. 4.1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Необходимо отметить, что в настоящее время сфера общественного питания переживает достаточно тяжелое время. Работа предприятий общественного питания (ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных) в Челябинской области приостановлена в связи угрозой распространения коронавирусной инфекции с 28 марта 2020 г. (Распоряжение Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года № 146-рп «О введении режима повышенной готовности» с изменениями).

Запрет действует по 31 мая 2020 года, этот срок неоднократно переносился, и сейчас существует высокая вероятность дальнейшего продления запрета после 31 мая.

Общепиту разрешено работать в режиме дистанционной продажи ассортимента своей продукции и продажи на вынос. Однако дистанционная работа и продажа на вынос исключают реализацию алкогольной продукции, это напрямую запрещено  (п. 14 ч. 2 и ч. 7 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»).

Таким образом всем предприятиям общественного питания запрещено продавать алкоголь более чем на два месяца с большой вероятностью продления запрета.

То что в условиях введения режима повышенной готовности в Челябинской области в нарушение распоряжения Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года № 146-рп «псевдообщепит» продолжает ночную торговлю нет вины добросовестных предпринимателей, это недоработка надзорных органов. И введение новых ограничений не поможет в решении этой проблемы.

Понимая бедственное положение, Правительство РФ своим Постановлением от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» включило в число таких отраслей сферу общественного питания.

Такое решение предполагает, что в тяжелый период, когда деятельность отрасли существенно ограничена, и в последующий за ним восстановительный период государство будет оказывать содействие возвращающемуся к полноценной работе бизнесу, а не препятствовать его деятельности.

Инициатива депутатов Законодательного собрания Челябинской области по увеличению минимального размера площади зала обслуживания посетителей, позволяющей вести реализацию алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, с 20 до 50 метров несет прямо обратную направленность, усугубляет и без того бедственное состояние дел в одной из наиболее пострадавших отраслей.

Предлагаем отложить решение вопроса об увеличении минимальной площади торгового зала продажи алкоголя при оказании услуг общественного питания на территории Челябинской области как минимум на 1 год. По истечении данного периода целесообразно повторно проанализировать проблему с точками «псевдообщепита», спрогнозировать действия  недобросовестных предпринимателей и постоянного круга потребителей объектов маскирующих продажу алкогольной продукции под «псевдообщепит» после введения ограничения. Такой подход позволит принять в регионе сбалансированное решение, направленное на оздоровление рынка оборота алкогольной продукции и пива, не оказав при этом негативного влияния на легальных участников процесса.

Вследствие кризиса, спровоцированного распространением новой коронавирусной инфекции, сфера общественного питания относится к наиболее пострадавшим отраслям. В сложившейся экономической ситуации очень важно соблюсти баланс принимаемых мер, чтобы не нанести удар по легальному бизнесу.

Также считаем целесообразным рассмотреть возможность обращения в Государственную думу с инициативой наделения субъектов РФ правом устанавливать для объектов общественного питания, расположенных в МКЖД дополнительные ограничения по площади, но и по работе в ночное время (с 23 до 8 часов). Такой инструмент регулирования позволит сохранить небольшие объекты общественного питания в удобных для потребителя местах населенных пунктов, при этом позволит защитить жителей МКДЖ от возможного шума и нарушений общественного в часы покоя.

 

С уважением, Председатель Союза пивоваров Южного Урала  Ройтенберг И.А.